В январе 2018 года «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» празднует свой юбилей. Плодотворная работа ведущего представителя авиастроительной отрасли обеспечила реализацию ряда масштабных проектов. Так, в июне 2017 года поднялся в небо первый опытный образец модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-М, начались наземные испытания бортового оборудования для легкого военно-транспортного самолета нового поколения Ил-112В, продолжаются государственные испытания самолета Ил-76МД-90А. В составе бортового оборудования машин - современные комплексы и системы, созданные компанией «Котлин-Новатор». О разработке отечественных пилотажно-навигационных комплексов для самолетов ПАО «Ил» рассказал генеральный директор - главный конструктор АО «Котлин-Новатор» Александр Васильевич Жук.
- Александр Васильевич, ваше предприятие многие годы сотрудничает с «Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина» - одним из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Когда и как началась эта работа?
В конце 2005 года «Котлин-Новатор» закончил разработку ПНК. Это был наш первый опыт создания пилотажно-навигационных комплексов, соответствующий нормам RNAV RNP-1. В апреле 2007 года завершились сертификационные испытания нового варианта Ан-124-100М-150, и по их результатам самолет получил допуск к полетам по всему миру. После такого успешного старта мы запустили в жизнь новые проекты ПНК, и следующий вариант комплекса был установлен на самолете авиакомпании «Волга-Днепр», который, по сути, является адаптацией комплекса Ан-124. Это и положило начало нашему сотрудничеству с «Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина», в основу которого легли проекты по самолету Ил-76 и его модификациям, в том числе Ил-76МФ-100 для иорданских ВВС, Ил-76МД-90 для Министерства обороны РФ, а также нынешние проекты для самолетов Ил-76МД-М, Ил-76МД-90А и Ил-20М.
Сегодня изготовление и модернизация пилотажно-навигационных комплексов для транспортных, военно-транспортных самолетов, а также самолетов специального назначения для отечественных и зарубежных заказчиков является приоритетным направлением работы нашей компании. Разработки ведутся с постоянным расширением интеллектуальных возможностей комплекса, увеличением производительности, числа и сложности решаемых комплексами задач при максимальном применении унифицированных модулей аппаратных средств и программного обеспечения.
- Расскажите, с какими проблемами сталкивается предприятие при разработке ПНК.
Еще одна актуальная проблема в том, что не все навигационные датчики имеют требуемые точностные характеристики. Например, инерциальные системы заметно отстают по характеристикам от зарубежных аналогов. Какие-то системы, например, TCAS, остаются импортными, поскольку отечественные разработки еще не завершены.
Но главной проблемой мы считаем малую серийность выпуска самолетов военно-транспортной авиации заводами-производителями. Увеличение серийности будет способствовать эффективному использованию интеллектуальных ресурсов, снизит номенклатурные расходы и обеспечит эффективную загрузку предприятий отрасли.
Хотелось бы отметить, что система СУОСО нашей разработки - это современное цифровое многофункциональное изделие, а главное, оно малогабаритное и легкое. С августа 2017 года наша компания приступила к наземным межведомственным испытаниям системы СУОСО. Отгрузка изделий СУОСО в Воронеж для установки на борт самолета Ил-112В планируется в конце года.
Не могу не отметить, что наши вычислительные средства также вошли в состав бортовой радиолокационной станции перспективного БПЛА среднего класса. Первый отечественный проект подобного рода, дошедший до стадии летных испытаний, носит название «Орион» - это разработка Группы «Кронштадт» из Санкт-Петербурга.
Заданные высокие характеристики современных бортовых радиолокационных станций потребовали от предприятия обратить особое внимание на создание РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Сейчас ведутся лабораторные испытания ключевых элементов, позволяющих создавать РЛС с АФАР различной конфигурации.
- Несколько слов о перспективах сотрудничества с ПАО «Ил».
- Запустив в серию модернизированный тяжелый самолет Ил-76МД-90А, выйдя на этап сборки первого летного Ил-112В, компания «Ил» вернулась к проекту среднего военно- транспортного самолета (СВТС). Этот проект неоднократно менял свои названия. Еще в 1990-е годы начинались проработки машины в этой размерности под маркой Ил-214. Затем, в 2000-х годах, создавался совместный российско-индийский проект многоцелевого транс- портного самолета, названный индийскими партнерами Multi-role Transport Aircraft (MTA). Однако по независящим от ПАО «Ил» причинам Индия пока приостановила участие в этой программе.
Сейчас проект СВТС находится в предконтрактной фазе на этапе утверждения требований технического задания с заказчиком. Насколько нам известно, кабина и значительная часть бортового оборудования будут унифицированы с военно-транспортным самолетом Ил-76МД-90А. Надеемся на наше участие в данном проекте.
Кроме того, совместно с ПАО «Ил» на базе модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А наша компания принимает участие в одном из важнейших проектов, реализуемых в интересах Военно-воздушных сил - создании самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100.
Сегодня предприятие участвует также в заводских испытаниях перспективного самолета-заправщика Ил-78М-90А, которые проводятся на базе АО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Разработанный и установленный на самолете навигационный комплекс производства АО «Котлин-Новатор» позволяет не только решать задачи навигации, но и дает возможность экипажу упростить процесс заправки в воздухе - это включает в себя его визуализацию за счет применения распределенной системы видеонаблюдения за заправляемыми самолетами и индицирование информации о том, как этот процесс протекает.
Источник текста: https://glavportal.com/materials/vmeste-sluzhit-rossijskomu-aviastroeniyu/